Для начала определим, умышленно или нет был испорчен товар. Если товар был испорчен умышленно, то это попадает под определение хулиганства, вандализма и т. д. В данном случае вина безусловно лежит на покупателе.
Теперь о неумышленной порче товара. Ст.211 ГК РФ устанавливает что риск случайной гибели/повреждения товара несет его собственник. Ст.459 гласит, что риск случайной гибели/повреждения товара переходит на покупателя когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим своб обязанность по передаче товара покупателю. Выражаясь простым языком, пока Вы не оплатили товар и не взяли его в руки ответственность лежит на продавце. Договор купли-продажи в супермаркетах не заключается, поэтому подтверждением его заключения будет кассовый чек.
При этом, ст. 1064 ГК РФ указывает на то, что приченный ущерб должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред. Это веский аргумент, которым может воспользоваться продавец, желающий получить от Вас возмещения своих убытков.
Подобный вид отвественности называтся в гражданском праве деликтной. Для того чтобы отвественность наступила необходимо соблюдение следующих условий:
Ст. 401 ГК РФ "лицо признается невиновным в причинении вреда, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учетом характера обстановки, в которой оно находилось или осуществляло деятельность, оно приняло все меры для предотвращения вреда". Это значит, что лицо может считаться невиновным если докажет что вело себя осторожно в помещении магазина. Например: неторопясь, осторожно ходил(а), подобрав сумку/корзинку. Также в пользу покупателя играет тот факт, что зачастую товары ставятся кое-как в проходе, неаккуратно расставлены на полках.
Взыскание убытков магазина с покупателя в данном случае возможно в добровольном или в судебном порядке. Для каждого покупателя, попавшего в такую ситуацию, возмещение — дело добровольное. Если Вы не согласны в том, что виноваты, не возмещайте. Как правило стоимость испорченных товаров небольшая и магазины не подают в суд, считая вред несущественным. Отмечу, что риск случайной гибели товара практически всегда закладывается в его цену.
Тем не менее, если сотрудники магазина собираются составлять акт или протокол, рекомендую принять участие и изложить в протоколе свою точку зрения. В противном случае, если магазин подаст в суд, то будет сложнее доказать свою невиновность если в протоколе будут сведения только магазина, а они будут явно не в Вашу пользу.
P.S. Если Вы видите что к нужному Вам товару сложно подобраться, привлеките сотрудников магазина вежливой просьбой «А не будете ли Вы так любезны достать мне вон ту коробочку/банночку/пачечку». Этим Вы во-первых: избавите себя от возможных последствий в связи с возможным падением товаров. А во-вторых: будете наблюдать за процессом и думать что-то вроде «сами наставили, сами и лазьте...».
|